- Образование как способ получения информации перестаёт быть эксклюзивным. В открытом для каждого человека доступе огромное количество качественного контента, обучающие курсы ведущих мировых вузов, люди могут получить доступ к материалам большинства мировых библиотек. Информацию можно найти обо всём: начиная от того, как вкрутить лампочку или приготовить бутерброд с сыром, заканчивая способами сконструировать ракету или изучить язык древних шумеров.
- Для тех, кто выбирает для себя обучающие программы, выбор знаний становится важнее самих знаний. Во-первых, мы не можем охватить весь массив имеющейся в мире информации, а во-вторых, среда, в которой мы находимся в процессе обучения, становится не менее, а иногда более важной, чем сами знания.
- Для обучающихся важным становится не только и не столько пассивное получение знаний, сколько возможность анализа, синтеза, критического отношения к получаемой информации. В некоторых ситуациях стратегически более важно научить человека учиться, быть креативным и инновационным, чем просто копировать прошлый опыт.
- Во главе процесса обучения стоит сам обучающийся. Чем больше разнообразного опыта он получает, тем лучше результат. При этом (что уже очевидно), учить «впрок» не имеет никакого смысла. Лучше давать знания о том, что пригодится в самое ближайшее время. Здесь важным становится идея обучения в партнёрстве «учителя» и «ученика», в переговорах о том, чему и как человек хочет учиться.
- Поскольку образование не эксклюзивно и обучающие курсы часто конкурируют за внимание человека с соц. сетями, телевидением, работой, личной жизнью, приходится вовлекать участников в то, что они изучают, исследовать с разных точек зрения и осознавать изученный материал. Более того, важно заранее проектировать среду таким образом, чтобы она была избыточной для участника, чтобы материала было больше, чем может освоить участник за раз. И чтобы, при этом у участника была возможность углубиться в тот материал, который важен для него в моменте «здесь и сейчас».
- Загвоздка в том, что создание избыточной обучающей среды, в которой тренер не контролирует, а скорее направляет участника, даёт ему обратную связь, согласованную с теми целями, которые участник обозначил для себя на курс в начале, может на первом этапе спровоцировать внутренний конфликт у участников. Людям может быть сложно брать на себя ответственность за скорость и результат прохождения обучения. При этом участники, которые познают вкус подобного подхода, иногда не хотят возвращаться к излишне структурированным программам.
- Авторы выделяют качества, которыми важно обладать обучающимся, чтобы успешно справляться не только с учебными, но и с жизненными задачами. Среди них:
- Гибкость и адаптивность
- Высокий уровень развития навыков письменной и устной коммуникации
- Любопытство и развитое воображение
- Общительность
- Оптимистичность
- Критическое мышление
- Мышление, ориентированное результат
- Инициативность
- Предпринимательское мышление
- Видение
- Устойчивость
На что ещё хочется обратить внимание: когда мы создаём курс под запрос бизнеса, не всегда важно создавать среду, описанную выше. Есть навыки, которые требуют алгоритмичной отработки, есть задачи, которые должны быть выполнены по правилам, установленным в компании. В одной из работ В. А. Ясвина есть тест, который может помочь методисту определить направление мысли для разработки программы и согласовать её формат с заказчиком.
Кто хочет получить тест – присоединяйтесь к нашей телеграм группе. Выложим его там.