Наш блог

Хьютагогика: целостная основа для осознанного самообучения

Ключевые тезисы из статьи «Heutagogy: A holistic framework for creating 21st century self-determined Learners» (Lisa Marie Blaschke, Stewart Hase)

  1. Образование как способ получения информации перестаёт быть эксклюзивным. В открытом для каждого человека доступе огромное количество качественного контента, обучающие курсы ведущих мировых вузов, люди могут получить доступ к материалам большинства мировых библиотек. Информацию можно найти обо всём: начиная от того, как вкрутить лампочку или приготовить бутерброд с сыром, заканчивая способами сконструировать ракету или изучить язык древних шумеров. 
  2. Для тех, кто выбирает для себя обучающие программы, выбор знаний становится важнее самих знаний. Во-первых, мы не можем охватить весь массив имеющейся в мире информации, а во-вторых, среда, в которой мы находимся в процессе обучения, становится не менее, а иногда более важной, чем сами знания. 
  3. Для обучающихся важным становится не только и не столько пассивное получение знаний, сколько возможность анализа, синтеза, критического отношения к получаемой информации. В некоторых ситуациях стратегически более важно научить человека учиться, быть креативным и инновационным, чем просто копировать прошлый опыт. 
  4. Во главе процесса обучения стоит сам обучающийся. Чем больше разнообразного опыта он получает, тем лучше результат. При этом (что уже очевидно), учить «впрок» не имеет никакого смысла. Лучше давать знания о том, что пригодится в самое ближайшее время. Здесь важным становится идея обучения в партнёрстве «учителя» и «ученика», в переговорах о том, чему и как человек хочет учиться.
  5. Поскольку образование не эксклюзивно и обучающие курсы часто конкурируют за внимание человека с соц. сетями, телевидением, работой, личной жизнью, приходится вовлекать участников в то, что они изучают, исследовать с разных точек зрения и осознавать изученный материал. Более того, важно заранее проектировать среду таким образом, чтобы она была избыточной для участника, чтобы материала было больше, чем может освоить участник за раз. И чтобы, при этом у участника была возможность углубиться в тот материал, который важен для него в моменте «здесь и сейчас». 
  6. Загвоздка в том, что создание избыточной обучающей среды, в которой тренер не контролирует, а скорее направляет участника, даёт ему обратную связь, согласованную с теми целями, которые участник обозначил для себя на курс в начале, может на первом этапе спровоцировать внутренний конфликт у участников. Людям может быть сложно брать на себя ответственность за скорость и результат прохождения обучения. При этом участники, которые познают вкус подобного подхода, иногда не хотят возвращаться к излишне структурированным программам.
  7. Авторы выделяют качества, которыми важно обладать обучающимся, чтобы успешно справляться не только с учебными, но и с жизненными задачами. Среди них:
  • Гибкость и адаптивность
  • Высокий уровень развития навыков письменной и устной коммуникации
  • Любопытство и развитое воображение 
  • Общительность
  • Оптимистичность
  • Критическое мышление 
  • Мышление, ориентированное результат
  • Инициативность
  • Предпринимательское мышление
  • Видение
  • Устойчивость

На что ещё хочется обратить внимание: когда мы создаём курс под запрос бизнеса, не всегда важно создавать среду, описанную выше. Есть навыки, которые требуют алгоритмичной отработки, есть задачи, которые должны быть выполнены по правилам, установленным в компании. В одной из работ В. А. Ясвина есть тест, который может помочь методисту определить направление мысли для разработки программы и согласовать её формат с заказчиком.

Кто хочет получить тест – присоединяйтесь к нашей телеграм группе. Выложим его там.
Made on
Tilda