Екатерина Высоцкая - бизнес-тренер и методист с 15-летним опытом работы на рынке L&D. Основатель Katya Vysotskaya studio - студии развития тренерского и методического мастерства и Всероссийского Конкурса методистов бизнес-обучения.
Довольно часто у коллег в L&D сфере, тренеров возникают вопросы: как проводить шеринг, как управлять групповой динамикой, как выводить группу на инсайты. Кажется, что это не всегда связано с опытом тренера, а скорее с тем, что мы просто вновь и вновь задумываемся на эти темы, когда что-то проходит не так, как "придумано" или, когда не чувствуем чего-то важного в ходе/после работы с группой? На твой взгляд, это больше инструментальные вопросы (то есть о технике проведения, конкретных активностях) или их суть где-то глубже?
Что касается шеринга и всех подобных вопросов, мне кажется, что это чисто методическая история, связанная с тем, как построена программа. Когда мы имеем сложности с шерингом, инсайтами или с динамикой у группы, чаще всего это происходит из-за недостатков в методике. Потому что, если упражнения не идут после сильной теории, которая связана с реальностью участников, или, если теория не идет после актуальной для участников проблематизации, то ни о каком сильном шеринге и, тем более, ни о какой динамике речи не идет.
"Если теория не идет после актуальной для участников проблематизации, то ни о каком сильном шеринге и, тем более, ни о какой динамике речи не идет"
Говоря о сильной теории и актуализации, ты имеешь ввиду Цикл Колба?
Да, именно. Мы говорим о Цикле Колба, как основном средстве проектирования программы. И, что важно, мы говорим про то, что этот Цикл Колба должен находиться в зоне развития участников. К сожалению, сегодня я вижу, что очень многие берут старые программы, написанные 5-10 лет назад, например, "Шаги продаж", и удивляются - "почему же у людей не происходит инсайта?". А он не происходит потому, что это старые программы, рассчитанные на людей прошлого. За последние 10 лет мы, люди, очень сильно изменились. Изменилась среда, мы связаны с интернет-пространством намного сильнее, доступ к теории, технологиям и инструментам стал привычным и понятным. Важно не просто "дать тему", важно найти такой взгляд на теорию, который позволит участнику получить озарение в его практической деятельности.
А чем же удивлять сегодняшних участников и при этом достигать целей обучения?
Самим подходом к разработке программы. Я хорошо помню, что 10 лет назад изучение техник малого разговора занимало чуть не половину тренингового дня и участники с удовольствием проигрывали ролевые игры на установление контакта, репетировали скриптовые фразы. Теперь все иначе - нужно показать более сложный пласт взаимодействия, обратить внимание на тонкости подбора темы и научить развивать доверие за счет эмоционального интеллекта.
Сегодня для того, чтобы обучать менеджера, нужно выделить его реальную зону роста. Часто, например, зона развития бывает связана с умением слышать, или чувствовать эмоции, или верить в свой продукт (прим., если мы говорим о тренинге продаж). И, тогда, вокруг этой актуальной потребности строится Цикл Колба. Тогда это действительно становится основой для управления групповой динамикой. Если Цикл Колба построен, тогда можно говорить о шерингах и групповой динамике, как объектах управления.
"Теперь все иначе - нужно показать более сложный пласт взаимодействия, обратить внимание на тонкости подбора темы и научить развивать доверие"
Допустим, мы учли актуальный запрос и грамотно выстроили Цикл Колба. Как теперь вывести участников на инсайты?
Инсайты, как раз, чаще всего и появляются во время шеринга или в случае, если задание предложено в эвристическом стиле (прим., метод на основе открытий, обнаружения чего-то нового). Допустим, я хочу предложить участникам старые добрые техники слышания и слушания. Для этого я, скорее всего, покажу ограничения в существующих навыках и только затем можно представлять теорию и тренировать новые паттерны поведения. В момент перехода участники получают инсайты и с удовольствием делятся ими с группой. Это с одной стороны. С другой стороны, инсайты у людей возникают, если в тренинге дается теория, которая вообще весь материал объединяет в единую схему и, когда в этом материале есть будто разные плоскости (прим., осознание материала с точки зрения эмоций, с точки зрения логики действий и т.п.). В таком случае у человека есть возможность посмотреть под каким-то своим углом на эту большую схему. Для меня, как для тренера, это тоже очень ценно.
"Для этого я, скорее всего, покажу ограничения в существующих навыках и только затем можно представлять теорию и тренировать новые паттерны поведения. В момент перехода участники получают инсайты и с удовольствием делятся ими с группой"
А что касается шеринга - это набор упражнений, из которого тренер выбирает, что "душе угодно" или важно учесть тему, цели программы, аудиторию?
Как таковые шеринги есть нескольких типов. Есть шеринг терапевтический (по типу гештальта), когда мы спрашиваем "Что вы почувствовали?". Есть шеринг, связанный с наблюдением за поведением (по типу бихевиорального). Если идем по типу бихевиорального шеринга, то здесь я обращаюсь сначала к главным действующим участникам ролевой игры: Как они?, Довольны ли они?, Нравится ли им?. Потом спрашиваю у их помощников, потом у наблюдателей. Моя работа заключается в том, чтобы привести людей к наблюдению за поведенческими индикаторами. Здесь можно выделить вопросы, связанные с:
- ощущениями
- действиями
- результатами
- рекомендациями самому себе или главному действующему лицу
"Есть шеринг терапевтический (по типу гештальта), когда мы спрашиваем “Что вы почувствовали?”. Есть шеринг, связанный с наблюдением за поведением (по типу бихевиорального)"
Такой подход к разработке учебной программы сегодня актуален только для middle, топ менеджеров корпораций, с четким запросом на развитие навыков достижения результата, стратегического мышления, управления в период "турбулентности" и т.п., или, для любой аудитории, будь то учителя школ, директора магазинов, it-специалисты?
На мой взгляд, в современном мире такой подход позволяет участникам понять что-то для себя, совершить открытие и поменять поведение независимо от целевой аудитории. И при этом, не всегда именно это является основной целью тех или иных интервенций и мероприятий. Так, например, среди учителей приняты конференции, в которых участники делятся опытом практической работы и их задача просто послушать и выбрать для себя что-то полезное. В таких конференциях проблем с шерингом и динамикой не бывает. Чаще всего в таких конференциях подобные сущности просто не существуют как таковые.
Интервьюер: Фирсова Екатерина, менеджер проектов обучения.
Telegram-группа Katya Vysotskaya studio
VK Katya Vysotskaya studio
Яндекс Кью Екатерина Высоцкая
В следующей статье поговорим подробнее о групповой динамике.